Знаете ли вы, что 27 сентября в России отмечается День воспитателя и дошкольных работников - профессиональный праздник всех, кто выбрал своей специальностью работу с маленькими детьми.
Переживая, родители передают своих детей в заботливые руки воспитателей, которые отдают им свою душу. В детском саду малыши получают первые знания об окружающем мире, учатся дружить, любить свою Родину.
Инициатором появления праздника в 2004 г. (сначала неофициального) стали российские педагогические издания: газеты «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование», журнал «Обруч». В 2013 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал соответствующий Указ, и с 2016 года День воспитателя и всех дошкольных работников вошел в календарь праздничных дат.
Дата Дня воспитателя приурочена к появлению первого детского сада в Санкт-Петербурге. Он был открыт на Васильевском острове 27 сентября 1863 года.
Первые «садовницы»
Идея начать обучение и воспитание детей в группах с самого раннего возраста зародилась в Германии. Немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фребель пришел к выводу, что среди сверстников ребенок легче адаптируется и проходит процесс социализации и подготовки к школе. Им же было создано учреждение для игр и занятий маленьких детей в городе Бад-Бланкенбурге. Кстати, Фридрих Фребель придумал в 1837 году и сам термин «детский сад» (нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны «садовники» и «садовницы», то есть – воспитатели и воспитательницы.
Садовницами, как правило, были воспитанницы сиротских приютов, которые до появления детских садов работали в качестве домашних учителей. В приютах девочки проходили четырехлетнюю начальную подготовку, изучали правила поведения и санитарной гигиены. О том, как готовили «садовников», почти ничего неизвестно. Но сам факт, что в архивных документах фигурирует это слово, подтверждает, что мужчин также привлекали к воспитанию детей.
Дошкольное образование в Российской империи
В начале 60-х годов XIX века идея детского сада перешла границы России. Первый детский сад был открыт в 1859 году в Хельсинки (бывший Гельсингфорс, вместе с территорией Финляндии входил в состав России).
Первым в Санкт-Петербурге стал детский сад на Васильевском острове. Он располагался в деревянном флигеле на пересечении Большого проспекта и 9-й линии. Это было платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста. Его учредительницей стала Софья Андреевна Люгебиль при поддержке мужа, известного филолога, профессора Санкт-Петербургского университета Карла Люгебиля. В этом детском саду большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром садовниц, которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Софья Андреевна вела записи своих наблюдений за индивидуальным развитием и поведением детей. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц детсада. В группах было по 20 детей, мальчики и девочки воспитывались вместе. Все подопечные носили одинаковые костюмчики, и не существовало никакого сословного деления. Администрация только требовала, чтобы ребенок был чист и не болен. В 1869 году «детище» С.А.Любегиль, последовательницы немецкого педагога Фридриха Фребеля, прекратило свое существование из-за нехватки средств.
В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят, публиковались статьи К.Д.Ушинского. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для 3-8–летних детей обеспеченных родителей. Детсад был хорошо оснащен всем необходимым, была разработана специальная программа дошкольного воспитания. Аделаида Симонович считала, что воспитательница должна быть образованна, строга, энергична, бодра, весела, взыскательна, незлопамятна и хорошо знать психологию детей.
В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Константина Дмитриевича Ушинского о глубоко национальном характере образования. Если игры, то лапта и догонялки, если сказки – народные, если песни – русские. Много часов посвящалось развитию родной речи, с 6 лет – изучению краеведения. А после 7 лет ребят выводили на природу с целью изучить окружающий мир наглядно. Садовницы развивали и мелкую моторику у своих подопечных через рисование и лепку. Также через своих преподавателей дети изучали и русскую художественную литературу. Программа, как и в наши дни, помогала готовить детей к школе. После выпуска они должны были уметь себя вести, думать и излагать мысли.
В том же 1866 году детские сады появились в Москве. В следующие два года дошкольные учреждения открыли в Смоленске, Иркутске, Воронеже, Тбилиси, Ораниенбауме. Позже - в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были частными и платными. Плата за них была высокая, а пребывание детей – всего 4 часа.
Первый бесплатный «народный детский сад» для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году в Санкт-Петербурге «Обществом дешевых квартир». Общество возглавляли активистки, борющиеся за женское образование. Помогал им великий князь Михаил Николаевич Романов. В саду малыши изучали Священное писание, молитвы, играли в подвижные игры и занимались рукоделием. Там работала швейная мастерская по пошиву детского белья, прачечная, общая кухня, начальная школа.
В 1871 году в Санкт-Петербурге было создано «Общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста», которое способствовало открытию в разных городах курсов по подготовке воспитательниц. В 1908 году в Киеве был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом педагогического обучения садовниц, при котором также были организованы педагогические и психологические лаборатории и детские сады, где студентки могли проходить практику.
Во 2-й половине XIX века во время бурного экономического развития российских городов промышленники стали открывать на территории своих фабрик и заводов детские сады и ясли, куда женщины отдавали даже грудничков. Работницы кормили детей и уходили трудиться, а через три или четыре часа снова навещали ребенка. За малышом же присматривали воспитатели. Такие детсады и ясли открывались, в основном, на крупных предприятиях, например, на территории фабрик «Треугольник», «Скороход» и при заводах «Братьев Нобель».
В декабре 1913 года в Санкт-Петербурге состоялся первый Всероссийский съезд по народному образованию, где обсуждались проблемы не только школьного образования, но и детских садов. В целом, развитие дошкольных учреждений шло в России крайне медленно. Тем не менее, к концу 1916 года в России функционировало уже около 250 платных и 30 бесплатных детских садов.
После Октябрьской революции
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после Октябрьской революции и принятия в 1917 году «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. С этого момента детсадовское движение развивалось неслыханными темпами. Если в 1918 году функционировало 400 дошкольных учреждений, то через два года их было уже 4 723 – почти в двенадцать раз больше. К этому времени их посещало около 250 тыс. детей.
В 1918 году на базе Московских высших женских курсов был открыт 2-й Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.
Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию в 1919 г. определил новые цели и задачи организации дошкольного воспитания в соответствии с новым общественным укладом. На съезде были определены основные типы дошкольных учреждений – детский сад для детей 3-7 лет и ясли для малышей с 2-месячного возраста. Страна нуждалась в работниках, и, по замыслу государства, ничто – даже материнство – не должно было отвлекать женщину от трудовых свершений.
В 1928 году в помощь педагогам дошкольного образования начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по работе с детьми.
В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, так что к 40–м годам XX века в детских садах находилось более 2 млн. воспитанников.
В годы войны
В годы Великой Отечественной войны работа по дошкольному воспитанию чрезвычайно усложнилась.
Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками. В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов. Эвакуация же значительных масс населения в восточные районы и большая занятость женщин на производстве резко усилили там потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях.
Было увеличено время пребывания детей в них, открывались группы с круглосуточным пребыванием детей. Появились дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями и дошкольные детские дома для детей-сирот.
«Советское детство»
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные дошкольные учреждения. Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в санаторные детские сады. Обучение детей для каждой возрастной группы рекомендовалось проводить в организованной форме – на занятиях.
В 1960-х годах стали открываться целые комбинаты – ясли–сады, где воспитывались дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения создавались как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах. Родители сами выбирали, в каком возрасте они хотят отдать своего ребенка в дошкольное учреждение.
В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных учреждений регламент, определяющий программу их работы. Его авторами стали ведущие НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.
К 1976 году число воспитанников в 120 тысячах дошкольных учреждений увеличилось до 12 млн., а в 1991 году их стало 15 млн.
Дошкольное образование сегодня
Распад Советского Союза и пришедшие за ним годы неустроенности повлияли на ситуацию с дошкольным образованием. Часть детских садов пришлось закрыть: резкий спад рождаемости, недостаток финансирования, отсутствие кадров. Особенно пострадали ведомственные детские сады, которые всегда считались на порядок лучше муниципальных.
Ситуация в стране постепенно менялась: после разрухи 90-х пришло время стабильности, повысилась рождаемость. Тех немногих дошкольных учреждений, что выжили в «смутное время», стало катастрофически не хватать. В 2012 году более 2 млн. детей ждали очереди, чтобы попасть в садик. Переломить ситуацию решили на государственном уровне. В последние годы было построено множество новых садов по самым передовым технологиям. Приоритетным стало повышение качества дошкольного образования.
Сегодня в России насчитывается около 60 тыс. дошкольных учреждений, 12 тыс. воспитателей трудятся в них, отдавая свою любовь и заботу маленьким детям. День воспитателя – прекрасный повод выразить им свою благодарность, показать свое уважение и признательность наставникам детей.
27 сентября принято поздравлять не только воспитателей, но и всех работников дошкольного образования - от заведующих до нянечек. В этот день дети и родители благодарят всех, кто был их «проводником по дороге знаний», дарят цветы, открытки, теплые слова. Главную роль в празднике играют сами воспитанники. В детских садах устраиваются утренники, на которых малыши поют песни, рассказывают стихи, показывают танцевальные номера. Также в этот день проводятся выставки, на которых можно увидеть различные работы детей: аппликации, поделки из пластилина и бумаги, рисунки. Лучших сотрудников дошкольных учреждений награждают грамотами и дипломами за выдающиеся достижения в работе.
День воспитателя празднуется и в других странах, но в большинстве случаев его отмечают вместе с Днем учителя. В Великобритании, Германии, Литве – 5 октября, в Польше – 14 октября, в США – вторник первой полной недели мая, в Чехии – 28 марта, в Испании – 29 января. На Украине, как и в России, День воспитателя отмечается 27 сентября. Правда, официально праздник утвердили в 2008 году. В Беларуси и Казахстане пока нет такого праздника на официальном уровне. Однако работники дошкольного образования все равно устраивают утренники и чаепития именно 27 сентября.
Статья подготовлена по материалам:
День воспитателя и всех дошкольных работников в России // Календарь событий 2020 : праздники, производственный календарь, именины, лунный календарь : [сайт]. – 2014 - . – URL: https://my-calend.ru/holidays/den-vospitately(Дата обращения: 09.10.2020).
Новикова, А. День воспитателя 2021 : традиции и дата празднования / Анастасия Новикова // Комсомольская правда : [сайт]. – URL: https://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/den-vospitatelya(Дата обращения: 09.10.2020).
27 сентября. День воспитателя и всех дошкольных работников // Яндекс Дзен : календарь, факты, события : [сайт]. –URL: https://zen.yandex.ru/media/kalendarhistory/27-sentiabria-den-vospitatelia-i-vseh-doshkolnyh-rabotnikov-5f6fd0dc63b25d04cd3cfd2e(Дата обращения: 09.10.2020).
День работников дошкольного образования // ВикипедиЯ : свободная энциклопедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F(Дата обращения: 09.10.2020).
Рябова, И. А. День воспитателя: история праздника и поздравления к этому замечательному дню! / И. А. Рябова // Образовательная социальная сеть :[сайт]. – 2010 - . – URL: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/09/11/den-vospitatelya-istoriya-prazdnika-i-pozdravleniya-k-etomu(Дата обращения: 09.10.2020).